Preview

Международная аналитика

Расширенный поиск

Религиозный фактор и глобальная биоэтика: направления международных дискуссий

https://doi.org/10.46272/2587-8476-2021-12-4-123-141

Полный текст:

Аннотация

В статье проанализировано сотрудничество структур ООН с религиозными неправительственными организациями, а также с религиозными сообществами. Авторы рассматривают разные уровни влияния религиозного фактора на активность ООН, а также определяют новые направления его развития, наметившиеся в период COVID-19. Авторы акцентируют внимание на смысловой и структурной конфликтности глобальной повестки, которая формулируется элитами, признающими «пользу» религиозных институтов и стремящихся использовать возможности религиозных сетей, с одной стороны. С другой стороны, указывают на внутренние разногласия, характерные для национальных религиозных сообществ, которые в результате их участия в международном диалоге вносят дополнительное напряжение как в глобальные дискуссии, так и во внутренние процессы своих стран. Глобальное здравоохранение, ставшее важной частью международных отношений, ставит на повестку дня поиски новой этики глобального диалога, частью которого становятся религиозные ценности и религиозные акторы. В пандемию COVID-19 наметились тренды, сделавшие более видимым роль религии в современной повестке глобального здоровья и глобальной биоэтики. В первую очередь, в связи с угрозами глобальной пандемии, необходимостью создавать новые формы глобального управления здравоохранением и реакцией на эпидемические угрозы, а также организации системы «помощи» развивающимся странам в сфере общественного здравоохранения.

Об авторах

Н. П. Шок
Приволжский исследовательский университет Минздрава России
Россия

Наталия Петровна Шок, кандидат политических наук, доктор исторических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных наук

603005, Нижний Новгород, площадь Минина и Пожарского. д.10/1.



Н. А. Белякова
Институт всеобщей истории РАН
Россия

Надежда Алексеевна Белякова, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник 

119334, Москва, Ленинский проспект, 32а



Список литературы

1. Белякова, Н.А. Христианские основы Bio-Ethik Фрица Яра и центральноевропейская перспектива восприятия его концепций // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2020. – Том 4. – № 38. – С. 92–109. https://doi.org/10.22394/2073-7203- 2020-38-4-92-109.

2. Белякова, Н.А. Поездка кардинала Ф. Кенига по Советскому Союзу в 1980 г.: церковная дипломатия в условиях холодной войны // Российская история. – 2021. – № 5. – С. 97–104. https://doi.org/10.31857/ S086956870016596-6.

3. Белякова, Н.А. Церкви в холодной войне // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2017. – № 1. – С. 7–18. https://doi.org/10.22394/2073- 7203-2017-35-l-7-lS.

4. Белякова, Н.А., Пивоваров, Н.Ю. Религиозная дипломатия на службе советского государства в годы холодной войны (в период Н.С. Хрущёва и Л.И. Брежнева) // Контуры глобальных трансформаций. – 2018. – Т. 11. – № 4. – С. 130–149. https://doi. org/10.23932/2542-0240-2018-11-4-130-149.

5. Илтис, А. Биоэтика и культурные войны // Государство, религия и церковь в России и за рубежом. – 2020. – Т. 38. – №4. – С. 67–92. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-4-67-91.

6. Кожевникова, М. Биоэтика: возвращение к истокам // Знание. Понимание. Умение. – 2017. – №1. – С. 94–102.

7. Михель, И.В. Глобальная биоэтика: история развития в Северной Америке // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2018. – Т. 24. – №2. – С. 41–56.

8. Шебалина, Е. Ватикан и евроинтеграция: история и современность // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2021. – Т. 39. – № 3. – С. 271–288. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-3-271-288.

9. Шок, Н.П. От биоэтики светской к биоэтике христианской: о значении наследия Х. Тристрама Энгельгардта в России // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2020. – Т. 38. – № 4. – С.7–43. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-4-7-43.

10. Энгельгардт, Х.Т. Мораль, традиция и благодать: переосмысляя возможности христианской биоэтики // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2020. – Т.38. – № 4. – С. 44–67. https://doi. org/10.22394/2073-7203-2020-38-4-44-66.

11. Alimardani, Mahsa, and Mona Elswah. “Online Temptations: COVID-19 and Religious Misinformation in the MENA Region.” Social Media + Society 6, no.3 (2020): 1–4. https://doi.org/10.1177/2056305120948251.

12. Alimi, Toni, Antus, Elizabeth L., Balthrop-Lewis, Alda, Childress, James F., Dunn, Shannon, Green, Ronald M., Gregory, Eric, Herdt, Jennifer, Jenkins, Wills, Cathleen Kaveny, M., Lloyd, Vincent W., Lo, Ping-cheung., Malesic, Jonathan, Newheiser, David, Oh, Irene, and Aaron Stalnaker. “COVID-19 and Religious Ethics.” The Journal of Religious Ethics 48, no. 3 (2020): 349–387. https://doi. org/10.1111/jore.12328.

13. Andorno, Roberto. “The Oviedo Convention: A European Legal Framework at the Intersection of Human Rights and Health Law.” Journal of International Biotechnology Law 2, no. 4 (2005): 133–143. https://doi. org/10.1515/jibl.2005.2.4.133.

14. Benn, Christoph, and Erlinda Senturias. “Health, Healing and Wholeness in the Ecumenical Discussion.” International Review of Mission 90 (2001): 7–25. https:// doi.org/10.1111/j.1758-6631.2001.tb00256.x.

15. Braley, Matthew B. “The Christian Medical Commission and the World Health Organization.” In Religion as a Social Determinant of Public Health, edited by Ellen L. Idler. Oxford University Press, 2014.

16. Brandt, Allan M. “How AIDS Invented Global Health.” New England Journal of Medicine 386, no.23 (2013): 2149–2152. https://doi.org/10.1056/NEJMp1305297.

17. Callahan, Daniel. “Bioethics: Private Choice and Common Good.” The Hastings Center Report 24, no. 3 (1994): 28–31. https://doi.org/10.2307/3563397.

18. Callahan, Daniel. “Minimalist Ethics.” The Hastings Center Report 11, no.5 (1981): 19–25.

19. Callahan, Daniel. “Religion and the Secularization of Bioethics.” The Hastings Center Report 20, no.4 (1990): 2–4. https://doi.org/10.2307/3562776.

20. Callahan, Daniel. “Tradition and the Moral Life.” The Hastings Center Report 12, no.6 (1983): 23–30. https://doi. org/10.2307/3561360.

21. Callahan, Daniel. “Universalism and Particularism: Fighting to a Draw.” The Hastings Center Report 30, no.1 (1994): 37–44.

22. Cisneros, Ariane H., and Shanta Premawardhana. Sharing Values. A Hermeneutics for Global Ethics. Globethics.net, 2010.

23. Gielen, Joris, ed. Dealing with Bioethical Issues in a Globalized World Normativity in Bioethics. Springer, 2020.

24. Engelhardt, H. Tristram. Bioethics and Secular Humanism: The search for a Common Morality. Philadelphia, PA: Trinity Press International, 1991.

25. Engelhardt, H. Tristram. The Foundation of Christian Bioethics. Swets & Zeitlinger Publishers b.v. Lisse, 2000.

26. Engelhardt, H. Tristram. The Foundations of Bioethics. Oxford University Press, 1996.

27. Engelhardt, H.Tristram. “Critical Care: Why There Is No Global Bioethics.” Journal of Medicine and Philosophy 23, no.6 (1998): 643–651. https://doi.org/10.1097/01. ccx.0000184166.10121.c1.

28. Evans, John H. “The Social Context of Religion in the Jurisdictions of Bioethics.” The American Journal of Bioethics 20, no.12 (2020): 1–4. https://doi.org/10.1080/1 5265161.2020.1838160.

29. Evans, John H. The History and Future of Bioethics: A Sociological View. New York: Oxford University Press, 2012.

30. Fitzgerald, Timothy. Religion and Politics in International Relations. London: Continuum, 2011.

31. Giubilini, Alberto, Minerva, Francesca, Schuklenk, Minerva, and Julian Savulescu. “The ‘Ethical’ COVID-19 Vaccine is the One that Preserves Lives: Religious and Moral Beliefs on the COVID-19 Vaccine.” Public Health Ethics, (2021): 1–14. https://doi.org/10.1093/phe/ phab018.

32. Hatzopoulos, Pavlos, and Fabio Petito. Religion in International Relations. The Return from Exile. New York, Basingstoke, 2003.

33. Have, Henk T. Global Bioethics: An Introduction. Routledge, 2016.

34. Haynes, Jeff . Faith-Based Organizations and the United Nations. New York: Palgrave Macmillan, 2014. https://doi.org/10.1057/9781137404510.

35. Hollenbach, David. The Common Good and Christian Ethics. Cambridge: Cambridge University Press, 2002.

36. Jones, Ben, and Marie Juul Petersen. “Instrumental, Narrow, Normative? Reviewing Recent Work on Religion and Development.” Third World Quarterly 32, no.7 (2011): 1291–1306. https://doi.org/10.1080/01436597.2011.596747.

37. Jonsen, Albert R. The Birth of Bioethics. Oxford: Oxford University Press, 1998.

38. Kalbian, Aline H., Campbell, Courtney S., and James F. Childress. “Community, Complicity, and Critique: Christian Concepts in Secular Bioethics.” The American Journal of Bioethics 20, no.12 (2020): 37–39. https://doi.or g/10.1080/15265161.2020.1833097.

39. Lehmann, Karsten. Religious NGOs in International Relations. London: Routledge, 2016.

40. Litsios, Socrates. “The Christian Medical Commission and the Development of the World Health Organization’s Primary Health Care Approach.” American Journal of Public Health 94, no.11(2004): 1884–1893. https://doi/10.2105/AJPH.94.11.1884.

41. Loue, Sana. Case Studies in Society, Religion, and Bioethics. Springer, 2020. https://doi.org/10.1007/978-3- 030-44150-0.

42. Giuseppe, Giordan, and Enzo Paces, eds. Mapping Religion and Spirituality in a Postsecular World. Leiden: Brill, 2012.

43. Marshall, Patricia A., and Barbara Koenig. “Accounting for Culture in a Globalized Bioetics.” Journal of Law, Medicine and Ethics 32, no.2 (2004): 252–266. https://doi/10.1111/j.1748-720X.2004.tb00472.x.

44. McCarthy, Michael, Homan, Mary E., and Michael Rozier. “There’s No Harm in Talking: Re-Establishing the Relationship Between Theological and Secular Bioethics.” The American Journal of Bioethics 20, no.12 (2020): 5–13. https://doi/10.1080/15265161.2020.1832611.

45. Murphy, Timothy F. “In Defense of Irreligious Bioethics.” The American Journal of Bioethics 12, no.12 (2012): 3–10. https://doi/10.1080/15265161.2012.719262.

46. Murphy, Timothy F. “Theorizing Religion in Its Meanings for Bioethics.” The American Journal of Bioethics 20, no.12 (2020): 47–49. https://doi/10.1080/15265161.2 020.1833102.

47. Pellegrino, Edmund D. Humanism and the Physician. Knoxville: University of Tennessee Press, 1979.

48. Potter Van Rensselaer. Bioethics, Bridge to the Future. NJ: Prentice-Hall, 1971.

49. Potter Van Rensselaer. Global Bioethics: Building on the Leopold legacy. Michigan State University Press: East Lansing, 1988.

50. Potter, Van Rensselaer. “Bioethics, the Science of Survival.” Perspectives in Biology and Medicine 14, no.1 (1970): 127–153. https://doi/10.1353/pbm.1970.0015.

51. Potter, Van Rensselaer. “Bridging the Gap between Medical Ethics and Environmental Ethics.” Global Bioethics 6, no.3 (1993):161–164. https://doi/10.1080/112 87462.1993.10800642.

52. Reich, Warren. “The word ‘Bioethics’: Its Birth and the Legacies of Those who Shaped its Meaning.” Kennedy Institute of Ethics Journal 4, no.4 (1995): 319–336. https:// doi/10.1353/ken.0.0126.

53. Reich, Warren. Encyclopedia of Bioethics. New York: Macmillan Pub. Co.: Simon & Schuster Macmillan, 1995.

54. Ines-Jacqueline Werkner, and Oliver Hidalgo, eds. Religionen – Global Player in der internationalen Politik. Springer, 2014.

55. Robert W. Hefner, John Hutchinson, Sara Mels, and Christiane Timmerman, eds. Religions in Movement: The Local and the Global in Contemporary Faith Traditions. London: Routledge, 2015.

56. Jeremy Carrette, and Hugh Miall, eds. Religious NGOs and the United Nations in New York and Geneva. Canterbury: University of Kent, 2017.

57. Joseph Tham, Kai Man Kwan, and Alberto Garcia, eds. Religious Perspectives on Bioethics and Human Rights. Springer, 2017.

58. James Tham, Chris Durante, and Alberto García Gómez. Religious Perspectives on Social Responsibility in Health Towards a Dialogical Approach. Springer, 2018.

59. Scott, Thomas. The Global Resurgence of Religion and the Transformation of International Relations: The Struggle for the Soul of the Twenty-First Century. New York: Palgrave Macmillan, 2005.

60. Svenaeus, Fredrik. Phenomenological Bioethics Medical Technologies, Human Suff ering, and the Meaning of Being Alive. Routledge, 2017.

61. ten Have, H. Global Bioethics. An Introduction. Routledge, 2016.

62. Kille, Kent J., ed. The UN Secretary-General and Moral Authority: Ethics and Religion in International Leadership. Washington, DC: Georgetown University Press, 2007.

63. Willetts, Peter. Non-Governmental Organizations in World Politics – The Construction of Global Governance. New York: Routledge, 2011.

64. Winiger, Fabian, and Simon Peng-Keller. “Religion and the World Health Organization: an evolving relationship.” BMJ Global Health, no.6 (2021): 1–9. https://doi/10.1136/bmjgh-2020-004073.

65. Stewart, K.A., G.T. Keusch, and A. Kleinman. “Values and Moral Experience in Global Health: Bridging the Local and the Global.” Global Public Health 5, no. 2 (March 2010): 115–21. doi:10.1080/17441690903484201.


Для цитирования:


Шок Н.П., Белякова Н.А. Религиозный фактор и глобальная биоэтика: направления международных дискуссий. Международная аналитика. 2021;12(4):123-141. https://doi.org/10.46272/2587-8476-2021-12-4-123-141

For citation:


Shok N.P., Belyakova N.A. International Discussions on Religious Factor in Global Bioethics. Journal of International Analytics. 2021;12(4):123-141. (In Russ.) https://doi.org/10.46272/2587-8476-2021-12-4-123-141

Просмотров: 63


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-8476 (Print)
ISSN 2541-9633 (Online)