СЛОВО РЕДАКТОРА
ИНТЕРВЬЮ
Андрей Алексеевич Авраменко – эксперт по вопросам эколого-ориентированного управления в организациях и по экономике природопользования. Биолог по базовому образованию, в 2004 г. получил степень кандидата экономических наук (специализация – экономика природопользования). Работу в ведущих высших учебных заведениях Москвы совмещал с реализацией проектов в консалтинговых компаниях и работой в компаниях реального сектора экономики. С 2014 г. преподает в МГИМО. Руководитель проектов «Цифровая библиотека МГИМО в сфере ЦУР и ESG» и Дайджест Центра устойчивого развития МГИМО (МЦУР). Соавтор монографии «Перспективы и проблемы развития биосеквестрационного потенциала наземных экосистем: российский и зарубежный опыт»1, а также ряда научных публикаций и докладов по системным исследованиям проблем безопасности и снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций; экономической оценке ущерба, причиненного окружающей природной среде; управлению конфликтами в сфере природопользования; экологическим проблемам мирового ТЭК и низкоуглеродному развитию.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ
В статье сопоставляется динамика состояния водной проблемы с начала XXI в., последовательно ухудшающегося в большинстве регионов мира, с его внешнеполитическим измерением. Автор констатирует переход от глобального водного алармизма 1990-х гг. к вызовам для малых и средних держав, в решении проблем которых деятельно пока не заинтересован ни один крупный актор. Пресная вода, несмотря на лозунги конца прошлого столетия о грядущих водных войнах, «голубой нефти» и «новом золоте» XXI в., не стала и, вероятно, не станет причиной противостояния великих держав, а средние и малые пока ограничиваются вполне традиционными формами конфликтов, в том числе в бассейнах Тигра, Евфрата и Иордана, которые на протяжении десятилетий рассматривались в качестве полигонов будущих водных войн. Это, однако, не отменяет важнейшей роли водных объектов и экосистем в стимулировании развития или, напротив, консервации бедности и отсталости целых регионов. Водные объекты остаются предметом конкуренции как важный источник водоемкой продукции, которая может быть преобразована в ценные активы – водоемкие товары, энергию или способность достижения более высокого уровня Индекса человеческого развития. И, разумеется, могут послужить поводами для обострения этноконфессиональных и политических конфликтов. В этом контексте рассматривается и потенциал России, второй водной державы в мире, как в непосредственном регулировании региональных водных вызовов, так и в изменении подходов международных организаций и объединений, где Москва играет заметную роль.
В эпоху глобализации и глобального распространения товаров, в том числе продуктов питания, проблеме продовольственной безопасности не всегда уделяется должное внимание, особенно в странах т.н. глобального Севера. Такой подход резко контрастирует с климатической повесткой, которая акцентирует внимание на экзистенциальной стороне продовольственной безопасности. Согласно отчетам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), почти 12% населения планеты испытывают острую нехватку продовольствия, 29% – умеренную или острую нехватку продовольствия, почти каждый третий человек в мире (2,37 млрд) не имеет доступа к адекватному питанию, а распространенность недоедания достигла 9,8% в 2021 году. Эти негативные тенденции проявились задолго до пандемии коронавируса. Борьба с нею лишь усугубила ситуацию, усилив продовольственную небезопасность. Продовольственная безопасность тесно переплетается с другими т.н. глобальными проблемами современности, в частности с проблемой изменения климата на Земле. В этом контексте велика роль России как ведущего экспортера агропродовольственной продукции, в особенности пшеницы. В статье рассмотрена взаимосвязь проблем продовольственной безопасности и изменения климата, проанализирована эволюция их рецепции и формулирования подходов к их решению. Отдельно представлены факторы, влияющие на состояние продовольственной безопасности России.
Изменение климата и связанная с ним «зеленая» трансформация мировой экономики оказывают возрастающее влияние на международные отношения, в особенности после заключения Парижского соглашения в 2015 году. Параллельно с физическими рисками, исходящими непосредственно от негативных последствий климатических изменений, для государств актуализируются риски переходные, связанные с потенциальным ущербом для общества, политической системы и экономики от процессов глобального «зеленого» перехода. Для устранения физических рисков критически недостаточно текущих обязательств государств, взятых в рамках Парижского соглашения. Усиление же этих рисков ведет к повышению значимости обеспечения климатической безопасности государств. Переходные риски тесно связаны с фрагментацией мировой политики, возникающей вследствие разности климатических амбиций и несогласия между государствами на предмет масштабов и методов декарбонизации. В основе противоречий лежат такие факторы, как обеспеченность ископаемым топливом и место государств в энергетической геополитике; уровень социально-экономического развития; потенциал для использования возможностей «зеленой» трансформации; участие в международных климатических соглашениях и объединениях. Перед целым рядом рисков оказывается и Россия, вследствие чего ее интересы лежат в плоскости развития и продвижения собственного видения процессов декарбонизации, а также консолидации незападных государств в этой сфере.
Статья посвящена анализу европейского механизма трансграничного углеродного регулирования (СВАМ) в контексте стремления ЕС укрепить лидерские позиции в сфере борьбы с изменением климата. Введение СВАМ стало очередным шагом на пути к заявленной углеродной нейтральности, которая уже превратилась в ориентир развития других акторов. Исследование внутренней и внешней динамики внедрения CBAM позволяет проанализировать его роль как инструмента дипломатического лидерства и лидерства посредством примера. С одной стороны, ЕС считает необходимым защитить европейских производителей от производителей из стран с более низкими климатическими стандартами. С другой стороны, стремление привлечь другие страны к созданию подобных СВАМ механизмов призвано усиливать лидерский потенциал ЕС, способствуя формированию многосторонних «климатических клубов» и постепенному пересмотру существующего климатического режима. Сочетание протекционистских мер, направленных на защиту экономики ЕС, и нарратива об активизации многостороннего сотрудничества по вопросам борьбы с изменением климата несет в себе определенные противоречия, препятствующие реализации лидерских амбиций ЕС. СВАМ провоцирует других глобальных игроков, прежде всего США, следовать по такому же пути принятия охранительных мер. Китай не готов отказаться от собственного содержательного наполнения климатической повестки, которая влияет на конструирование его идентичности. Для России характерно другое восприятие проблемы потепления климата, обусловленное национальными интересами и структурой экономики. Проецирование регуляторной силы ЕС вовне также вызывает сопротивление развивающихся и наименее развитых стран, что может нанести серьезный урон ЕС как нормативному игроку.
Развитие международных отношений после нефтяного кризиса 1973 г. сопровождалось формированием таких явлений и понятий, как глобальная и региональная энергетическая безопасность, энергетическая безопасность государств, внешняя энергетическая политика и энергетическая дипломатия. Институционализация и развитие механизмов, обеспечивающих энергетическую безопасность, в том числе на глобальном уровне, происходили и происходят в условиях доминирования в мировом энергетическом балансе углеводородного ископаемого топлива, а также увеличения энергопотребления во всем мире. Приоритетами ее обеспечения на глобальном, региональном и государственном уровнях являлись и являются безопасность спроса, поставок и транзита углеводородного сырья, диверсификация источников энергии. После подписания в 2015 г. Парижского соглашения по климату предпринимаются усилия по форсированию процессов низкоуглеродной трансформации мировой экономики и темпов глобального энергетического перехода, для чего используются механизмы ответственного инвестирования, углеродного регулирования, управления выбросами парниковых газов (климатический менеджмент); используется многообразие социально значимых интерпретаций происходящих климатических изменений. Эти процессы все в большей степени определяют внешнюю энергетическую политику государств, международную энергетическую дипломатию и оказывают влияние на сформировавшиеся ранее механизмы обеспечения энергетической безопасности. Цель статьи – обобщение и систематизация происходящих изменений в деятельности как традиционных международных центров и институтов энергетической политики глобального уровня, так и относительно новых международных площадок в рассматриваемой предметной области, в первую очередь Конференций Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, и их влияния на энергетическую политику и энергетическую дипломатию.
Работа посвящена исследованию реакции политических сообществ на пандемию COVID-19. Опираясь на такие методологические подходы, как политическая глобалистика, мир-системный и структурно-функциональный анализ, автор рассмотрел политические условия национальных государств для борьбы с пандемией и ее последствиями. В этих рамках была затронута и проблема системного кризиса государства Модерна, эффективности государственного управления и систем принятия решений. В центре внимания оказались вопросы политического развития, рассмотренные в контексте эволюции демократии, гражданского политического участия, роли неправительственных организаций и элит, а также соотношение ценностей и целей в глобальной и национальной политической повестке. В статье затронута и проблематика «инфодемии». В заключении приводятся рекомендации по дополнению концепции национально-государственной безопасности экологической составляющей.
Статья посвящена вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции в Грузии в период пандемии и влиянию на них религиозных суждений Грузинской православной церкви. В статье на основе данных из открытых источников приводится описание состояния системы здравоохранения в Грузии во время пандемии новой коронавирусной инфекции. Проведен ретроспективный анализ реформирования системы здравоохранения страны в постсоветский период, проливающий свет на ее готовность к значительным вызовам, в том числе к пандемии. Благодаря этому становятся ясны причины недоверия населения к государственной системе здравоохранения в целом и предлагаемым ею мерам профилактики в виде вакцинации в частности. Большое внимание уделено взаимоотношениям государства и церкви, а также их отношению к вопросам профилактики инфекции путем вакцинации и их влиянию на общественное мнение. Проанализирован комплекс мер, предпринятых правительством, по локализации очагов инфекции, направленных на предупреждение ее дальнейшего распространения. На фоне описания отношения духовенства к пандемии коронавируса в других странах продемонстрированы как основная позиция Грузинской православной церкви в отношении заболевания и превентивных мер, так и взгляды отдельных иерархов, не всегда совпадающие с официальным мнением Синода. Кроме того, автором проиллюстрирована история протестного движения в Грузии в период пандемии, связанного с политикой государства в отношении мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции. Отдельно приведены сведения из полевого материала автора, полученные от информантов в период пандемии, демонстрирующие разные взгляды на вопросы соблюдения религиозных обрядов в период пандемии, доверия к системе здравоохранения в целом и вакцинации как мере профилактики, поддерживаемой государством. В заключении сделаны выводы о вопросах, поставленных пандемией коронавирусной инфекции перед правительством Грузии, таких как доступность и качество оказания медицинской помощи, а также взаимодействие институтов светского государства и Грузинской православной церкви.
ОБЗОРНЫЕ СТАТЬИ
Статья посвящена выявлению места защиты морской экологии в современном политическом курсе КНР. В настоящее время океан обладает высокой значимостью для Китая с экономической, энергетической и ресурсной точек зрения. Однако выгоды, которые он приносит, существенно омрачаются экологическими угрозами, возникающими по мере постоянного увеличения антропогенной нагрузки. Загрязнение пластиком, отходами производства и углеводородами, незаконная деятельность, ведущая к истощению пищевых ресурсов, повышение окисления океана вследствие загрязнения воздуха, деградация прибрежной природной среды – это лишь часть вызовов, с которыми сегодня сталкивается Китай. Осознание важности океана для внутренней и внешней политики вынуждает государство принимать меры по его защите. В то же время, поскольку экологическая повестка в современных международных отношениях выступает и как инструмент давления, и как средство возвышения, она эффективно используется Китаем в борьбе за глобальное лидерство в сфере защиты окружающей среды и на мировой арене в целом. Используя экоповестку как мирное средство возвышения, КНР стремится трансформировать текущий глобальный порядок, показав себя при этом в качестве ответственного мирового лидера.
В 1980-х гг. одной из основополагающих тем научных дебатов стало обсуждение глобальных последствий ядерной войны. Именно тогда появилась гипотеза «ядерной зимы», в рамках которой ученые пытались проанализировать теоретическую возможность резкого похолодания на Земле после массовых пожаров и найти природные аналоги потенциальной климатической катастрофы. В последующие десятилетия гипотеза «ядерной зимы» проходила разные этапы критики и переоценки. К началу 2000-х гг. исследования проблематики стали носить региональный характер и были посвящены преимущественно возможным последствиям локальных ядерных конфликтов. Авторы анализируют в статье этапы становления исследований гипотезы «ядерной зимы», обращая внимание на российский и американский подходы, и приходят к выводу, что массив работ, сформированный американскими и советскими учеными в 1983–1985 гг., относится к первым попыткам концептуальных осмыслений научным сообществом проблемы ответственной политики в ядерной сфере.
ISSN 2541-9633 (Online)