ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ 
Автор ставит под сомнение бесспорность существующих оценок изменений климата в Арктике и настаивает на необходимости выстраивать арктические стратегии государств с учётом различных сценариев таких изменений. Не отрицая воздействия жизнедеятельности человеческого общества на климат Земли, автор считает важным не ограничиваться в исследованиях его изменений исключительно естественными научными изысканиями, а включать в них рассмотрение влияния особенностей развития современного общества на климат. Он считает важным учитывать меняющийся характер производственной деятельности человека, используемых источников энергии, построения «умной» экономики, инновационного развития, демографических изменений, качества человеческого капитала, влияния возросшего экологического сознания, то есть изменений самого человеческого общества на глобальный и арктический климат. Несмотря на наблюдаемые климатические изменения в Арктике, подавляющую часть года она остаётся покрытой льдами, а потому для налаживания коммерчески оправданной деятельности человека необходимо исходить из потребности круглогодичной эксплуатации её ресурсов и возможностей создания в ней соответствующей инфраструктуры, техники и оборудования. Автор приходит к выводу, что необходимость решение этих проблем потребует значительного времени и финансовых ресурсов.
В работе прогнозируются общие характеристики развития локальных человеческих цивилизаций в регионах мира, сопредельных России (Европа, исламский мир, АТР). Данная проблема анализируется в контексте вопроса о распространении норм в рамках системы международных отношений – процесса, играющего ключевую роль с точки зрения обеспечения устойчивости данной системы. В работе делается вывод, что скорость распространения норм в системе международных отношений в ХХ1 в. будет умеряться целым рядом факторов. Во-первых, анализ динамики развития Европы и США показывает очевидное снижение унифицирующего потенциала, возникающего за счет влияния западного мира на другие локальные человеческие цивилизации. Во-вторых, изучение развития исламской локальной человеческой цивилизации показывает наличествующий в ее рамках серьезный потенциал неприятия унификации норм в рамках системы международных отношений. В-третьих, анализ группы локальных человеческих цивилизаций, существующих в регионе АТР, показывает, что экономический подъем данного региона приводит к формированию представлений о наличии культурно-цивилизационных норм, альтернативных европоцентристскому миру.
В статье рассмотрены социально-экономическое состояние человеческого общества и перспективы совместного пути развития сообществ посредством предлагаемой экономики взаимодействия. Коротко изложен синопсис теории совместимости как основы экономики взаимодействия и условия ее работы. Предложен вариант применения механизма взаимодействия экономик, охватывающий все слои общества, включая семь его подсистемуровней.
РОССИЯ И ЕЕ СОСЕДИ 
В статье рассматриваются новейшие тенденции в международной обстановке вокруг Корейского полуострова и политика главных акторов. США стремятся упрочить свое военно-политическое присутствие в Южной Корее, а Сеул рассчитывает пересмотреть прежние соглашения с США в области атомной энергетики. Усиливается трехстороннее взаимодействие (США−Япония−РК) по северокорейской ядерной проблеме. Политика США в отношении КНДР остается конфронтационной и имеет целью противостоять усилению Китая и России в этом регионе. В то же время США поддерживают межкорейский диалог, одновременно пытаясь в коалиции со странами Запада оказывать давление на КНДР по проблемам прав человека и в области денуклеаризации.
Пхеньян обеспокоен военным сближением между РК и США, пытаясь сделать свою ядерную программу предметом торга в корейском урегулировании. Межкорейские отношения по-прежнему носят характер военно-политического противостояния, несмотря на постоянные призывы к мирному воссоединению, развитию экономических и культурных связей. Анализ показывает, что КНДР и РК далеки от реального прогресса в этом отношении.
Китайский фактор остается существенным, но поведение Пекина отличается осторожностью. Налицо ослабление политических контактов и экономических связей между КНДР и КНР после прихода к власти Ким Чeн Ына. Пхеньян обеспокоен регулярными контактами между КНР и США по северокорейской проблематике. Осложнение международной обстановки не привело к спаду в отношениях Пекина с Сеулом, хотя КНР выступает против размещения в РК противоракетных комплексов. Корейская политика Пекина направлена на сохранение статус-кво на полуострове и недопущение коллапса северокорейского режима.
Корейская политика РФ неизменно базируется на сформулированных в 2001 г. установках. В последнее время КНДР стремится к активизации политического диалога с Россией, а РК не проявляет прежнего интереса к расширению сотрудничества. В российской политике на корейском направлении, по мнению автора, необходимо продвигать шестисторонний переговорный процесс, не допускать перегибов в подходах к обоим корейским государствам и противодействовать доминированию США в регионе.
В статье рассматривается текущее социально-экономическое состояние Абхазии, дается его оценка и предпосылки. Делается попытка выявления потенциальных направлений развития экономики республики, а также дается прогноз на ближнесрочную перспективу.
Вильнюсский саммит показал кризис Восточной политики ЕС. Однако ЕС остается последователен в своих усилиях по приданию институтам ЕС рамочного характера для всех многосторонних договоренностей в рамках реализации инициативы «Восточного партнерства». В статье показывается, что следует говорить не об ослаблении программы как таковой, а о ее неизбежной конкретизации и фокусировке. Делается прогноз о выделении ряда стран (Молдавия, Грузия) в отдельный подблок, для которого интеграция будет ускоряться, другие же участники программы испытают замедление. Отношения ЕС с Украиной и Республикой Беларусь оказываются чисто политическими и будут в меньшей степени зависеть от реализации программ «Восточного партнерства».
В статье рассматриваются препятствия на пути перезахоронения царей Грузии, погребённых в Астрахани, в контексте охлаждения современных российско-грузинских отношений.
События 2014 г. в Украине и вокруг нее подтвердили, что русский язык, а с ним и русскоговорящее население, становятся объектом жесткой политической игры, в которой правящие круги готовы идти на физическое уничтожение национальных меньшинств. В статье анализируется правовой статус русскоговорящего населения в Белоруссии, Молдавии и Украине, возможность получения базового и высшего образования на русском языке.
С учетом приоритетности направления по защите прав русскоговорящих соотечественников в статье предлагаются возможные пути повышения эффективности использования средств, идущих на поддержку русскоязычного образования в этих государствах.
Статья посвящена положению черкесов в Советском Союзе и их связям с соотечественниками за рубежом. Особое внимание уделяется деятельности Ассоциации по связям с соотечественниками за рубежом «Родина», посредством которой и были налажены первые контакты, а также происходило общение жителей Северо-Западного Кавказа с диаспорой в Турции и арабских странах. После распада СССР деятельность Ассоциации заметно сократилась, однако она, несомненно, успела внести свой весомый вклад в поддержание этнокультурной самобытности зарубежных черкесов и развитие добрых отношений СССР со странами Ближнего Востока.
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 
В статье говорится о сотрудничестве между Казахстаном и Россией в рамках евразийской интеграции. Отмечается, что Казахстан выступает за её углубление, однако этот процесс сопровождается развитием и других «векторов» внешней политики страны (в частности, в сторону Китая и региона АТР, стран Запада и исламских государств). Такая политика позволяет Казахстану «балансировать» между интересами различных сторон в целях укрепления собственной независимости. Указывается, что президент Казахстана Н.А. Назарбаев был первым, кто ещё в 1994 г. в выступлении в Московском университете предложил идею создания нового интеграционного объединения – Евразийского экономического союза.
После образования Таможенного союза Казахстан стал принимать активное участие в деятельности организации и её структур. В статье рассказывается об укреплении межрегионального и приграничного сотрудничества между нашими странами. Так, по словам президента Казахстана, в настоящее время на территории его страны реализуется и планируется к реализации более 50 крупных казахстанско-российских проектов на общую сумму около 6 млрд долл. В статье также показано, как осуществляется сотрудничество между Южно-Казахстанской и Московской областями.
Вместе с тем указывается, что экономическое сближение двух стран не получило своего продолжения в мировоззренческой сфере. Так, предложение России создать единый учебник истории для стран Евразийского союза наталкивается на ряд проблем.
Расширение ШОС было предусмотрено сразу после ее образования. Вместе с тем в течение первого десятилетия существования Организации основные усилия были направлены на ее организационно-политическое становление. Благоприятные условия начинали созревать ко второй декаде нынешнего столетия, и были оформлены на саммите 2014 г.
Несмотря на то, что экономический аспект также составляет один из основных направлений деятельности ШОС, в течение многих лет он значительно отставал от сотрудничества в области безопасности. В последнее время наблюдаются возрастающая тенденция на преодоление этих диспропорций. Расширение ШОС и активизация экономической составляющей ее деятельности способны значительно укрепить геополитический вес Организации, однако будут сопряжены новыми вызовами.
БЛИЖНИЙ ВОСТОК: СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ 
Появление в мировой политике опасного феномена террористического «Исламского государства» (ИГ) было вызвано целым рядом факторов глобального, регионального и странового уровней. Обострение региональной ситуации в результате назревших коренных перемен в турбулентном развитии стран Ближнего Востока и Северной Африки усугубляется противоправным вмешательством извне, продиктованным стремлением некоторых влиятельных акторов мировой политики реализовать свои геостратегические и геополитические интересы. В итоге мировому сообществу приходится противостоять резкому взлёту религиозного экстремизма, грозящему глубоким межцивилизационным расколом. Проводя проверенный практикой курс на невмешательство во внутренние дела стран региона, Россия последовательно выступает за объединение сил мирового сообщества для устранения нового вызова международной стабильности и безопасности.
В статье рассматриваются восприятие и трактовка в научно-экспертном и медиасообществе Ближнего Востока феномена «Исламское государство Ирака и Леванта»: его подоплеки, идейных аспектов, путей противодействия ему. Прослеживаются аргументы и тезисы риторики игилистов.
Автор считает, что в конкуренции на мировоззренческом пространстве региона политический ислам будет и впредь присутствовать. Внутри этого явления продолжится дифференциация, тенденция размежевания между его умеренными и крайними фракциями.
В научно-экспертном сообществе Ближнего Востока все больше утверждается важность т.н. срединного, умеренного ислама (Васатыя), противостоящего ИГИЛ и другим экстремистским течениям. Светско-либеральное мышление пока не стало конкурентоспособным в арабских странах, где имеет место засилье религиозных традиций и превалируют архаичные социальные отношения.
В статье анализируются новые тенденции, определяющие дальнейшее расширение и развитие израильских поселений на Западном берегу, включая Восточный Иерусалим и долину реки Иордан, в секторе Газа, на Голанских высотах. С 1967 г. Израиль создал 150 поселений на Западном берегу, в том числе около 100 «блокпостов» или незаконных поселений, не имеющих официального разрешения израильских властей. Сейчас численность поселенцев составляет 520 тыс. человек, а среднегодовые темпы роста израильских граждан, живущих на оккупированных территориях за последнее десятилетие составили 5,3 %, по сравнению с показателем 1,8 % для израильского населения в целом.
Как известно, после конференции в Аннаполисе (27 ноября 2007 г.) Израиль под давлением международного сообщества объявил официально, что новые поселения больше создаваться не будут. Однако израильские власти сейчас активно расширяют на оккупированной палестинской территории «пограничные зоны» или «буферные зоны» для того, чтобы перевести под действие израильской юрисдикции земли, расположенные между разделительным забором и палестинскими населенными пунктами, которые находятся на достаточно удаленном расстоянии от стены.
Настоящее исследование раскрывает новые формы и методы, цели и задачи израильской поселенческой политики и подчеркивает негативное влияние поселенческого фактора на мирный процесс урегулирования палестино-израильского конфликта, а также общую политическую и социально-экономическую ситуацию на Ближнем Востоке. Автор не исключает, что если политическое решение на основе принципа сосуществования двух государств не будет достигнуто в ближайшем будущем, мы сможем увидеть на карте Западного берега несколько палестинских анклавов, полностью изолированных, как сектор Газа в настоящее время. Очевидно, что в долине реки Иордан и других частях «зоны С» Израиль стремится сделать то, что было осуществлено в районе, где находится блок поселений Маале-Адумим, который в настоящее время все израильские политики считают неотъемлемой частью территории государства Израиль.
Статья посвящена влиянию религиозного фактора на политические процессы в Израиле. Особое внимание уделено роли религии в палестино-израильском конфликте. Автор отмечает тенденцию к политизации религии, а также характеризует этот процесс как неконструктивный, не способствующий мирному урегулированию палестино-израильского конфликта.
В статье рассматриваются истоки взаимодействия светского и религиозного начал в Государстве Израиль, оценивается текущее положение дел, подчеркивается увеличение значимости религиозной составляющей в политической жизни Израиля.
Статья посвящена исследованию проблемы престолонаследия в странах – членах Совета сотрудничества арабских стран Персидского залива (САГПЗ). Несмотря на то, что аравийские монархии пока остаются вне зоны «арабской весны», за кажущимся спокойствием скрываются обострившиеся в последнее время внутриполитические и социальные противоречия, экономические проблемы. Внутриполитическая модернизация тесно связана со сменой поколений в высшем руководстве. В прогнозной части рассматриваются перспективы изменения различных типов монархий в этой части Арабского мира.
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ТЕАТР МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ 
Вопрос урегулирования ядерной проблемы на корейском полуострове остается открытым, сохраняя свою напряженность на протяжении последних пяти лет. Механизм «шестерки», в котором принимают участие Россия, Китай, США, Япония, КНДР и Республика Корея, остается бездействующим, в то время как каждый из его участников вырабатывает свою стратегию противодействия новой ядерной доктрине Северной Кореи. Такой подход стимулирует дальнейшую эскалацию конфликта в регионе, поскольку отсутствует взаимопонимание не только по вопросу ядерного статуса КНДР, но также существует ряд напряженных вопросов между участниками шестисторонних переговоров, каждый из которых стремится разрешить северокорейскую проблему в соответствии со своими интересами. Между тем мирное урегулирование ядерной проблемы Корейского полуострова продолжает оставаться возможным и единственно приемлемым в современной ситуации.
В статье рассматривается начавшийся в 2011 г. в США процесс внешнеполитического разворота в Азию, включенного в обновленную военную стратегию США. АТР в будущем будет играть все большую роль в обеспечении политических, экономических и оборонных интересов США, стремящихся укрепить мировой порядок, основанный на «американском лидерстве с позиции силы» – основополагающем принципе новейшей Стратегии национальной безопасности. В основу стратегического разворота положены модернизация и укрепление традиционных «альянсов безопасности». Несмотря на намерения развивать конструктивные отношения с Пекином, по сути сохраняется старая политика «сдерживания Китая» – главного геополитического конкурента США.
Сохраняя свое военное присутствие на Японских островах, США способствуют перевoоружению Сил самообороны Японии. Готовится обновленный договор, основным пунктом которого должно стать положение о коллективной самообороне, в результате чего возникает возможность совместных действии ВС Японии и США в АТР и вне региона.
Северокорейская угроза используется как удобный повод для наращивания военной мощи США в регионе и попыток размещения комплексов ПРО на территории ЮК. По этому поводу и Китай, и Россия занимают сходную позицию, считая, что расширение географии ПРО усилит напряженность в АТР.
У оборонного сотрудничества Австралии и США есть как стимулы для развития, так и ограничители: неуверенность, что США выполнят свои обязательства в кризисной ситуации и заинтересованность в экономическом сотрудничестве с Пекином. Вовлеченность Филиппин в территориальный спор с Китаем позволила США укрепить сотрудничество в оборонной сфере перед лицом «китайской угрозы». В Таиланде, после смены власти в 2014 г., сотрудничество по военной линии было заморожено.
Одновременно Вашингтон ищет новых партнеров в регионе, снимая эмбарго на поставки оружия Вьетнаму и постепенно размораживая отношения с Мьянмой. Активность США в ЮВА в целом можно рассматривать как реакцию на действия Пекина, который выдвигает концепцию «Морского шелкового пути 21 века». Отношения с Индией рассматриваются в США с точки зрения сдерживания китайских амбиций и создания конкуренции России в военном сотрудничестве.
В статье содержатся конкретные рекомендации, как именно России следует маневрировать в регионе, имея целью увеличение собственного влияния.ISSN 2541-9633 (Online)