ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ 
В статье излагаются некоторые соображения, отчасти полемические, навеянные книгой Мэри Калдор «Новые и старые войны», с каковой целью проводится краткий сравнительный анализ ряда конфликтов минувших столетий и конфликтов нового поколения. Концепт «войны» был актуален во все времена, однако со временем его понимание претерпевало разного рода изменения. Наиболее серьезные из их числа имели место в начале и середине XX века. Политическая ситуация на мировой арене показывает, что современные конфликты, существующие во времена глобализации всех сфер жизнедеятельности, отличаются от конфликтов прошлых столетий, которые велись, как правило, по принятым в те времена, и ныне рассматриваемым как классические, законам военных действий.
Существенную роль в возникновении современных конфликтов играет конфликт идентичностей, не бывший столь значимым в период доминирования на мировой арене национальных государств, воевавших между собой; он же осложняет возможность урегулирования современных конфликтов. В отличие от войн минувших столетий военные столкновения на современном этапе могут происходить не только между различными государствами, но и внутри государств, в рамках которых различные группы сталкиваются, преследуя достижение своих целей, в том числе и связанные с их идентичностями. Традиционного понятия гражданской войны для описания этого разнообразия явно недостаточно. Урегулирование современных конфликтов осложняется также их глобальным характером и вовлечением в них разнообразных участников. Кроме того, конфликты идентичности часто становятся разменной картой в борьбе этнополитических группировок, но также и государств. Как следствие – современные конфликты требуют нестандартных решений по их урегулированию и, несмотря на внешнюю локальность наблюдаемых столкновений, – привлечения внимания мирового сообщества.
По мнению автора, для урегулирования современных конфликтов необходимо по возможности унифицировать понимание войны, а также разработать новые варианты урегулирования и разрешения конфликтов, учитывающие, в частности, отнюдь не однозначную динамику глобализационных процессов.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ 
На постсоветском пространстве малые государства обречены делать геополитический выбор, присоединяясь к одной из великих держав. Прошедший весной–осенью 2018 г. в Армении мирный транзит власти некоторыми экспертами в России вписывался в традиционные рамки «цветных революций» при активной поддержке внешних игроков. Вместе с тем, это – уникальный случай, когда, несмотря на их влияние, требований смены геополитической ориентации в повестке дня не было. При этом часть команды Никола Пашиняна явно ориентирована на Запад, хотя российско-армянские отношения остаются союзническими.
Проведя фокус-группы и глубинные интервью с армянскими экспертами, авторы отвечают на вопросы: какова структура армянского истеблишмента? Каковы их представления о стратегии в рамках армяно-российских отношений? Какие месседжи они транслируют российской аудитории?
Авторы убеждены, что в Армении произошла не «революция», пусть и названная «бархатной», а смена элитных групп – политическая система осталась прежней, а институты не подверглись демонтажу и реновации. Партнерство России и Армении по-прежнему характеризуется как стратегическое.
При этом между властями современных России и Армении зачастую имеет место взаимное непонимание, обусловленное не только поколенческим и идеологическим разрывами между российскими и армянскими официальными лицами, но и недостатком коммуникации между командой Никола Пашиняна и российскими лицами, принимающими решения. Проблема в том, что новые армянские элиты не понимают Россию, поскольку у них нет опыта взаимодействия с нею. Представляется важным наладить тесную координацию российских организаций, которые занимаются продвижением «мягкой силы» в Армении.
В статье анализируется концепция «Русского мира», прочно вошедшей во второй половине 2000-х гг. в современный российский политический лексикон. Объективным основанием появления данной концепции является существование за пределами современной России многочисленных русскоязычных общин, а также значительная цивилизационная роль русского языка и культуры. Характерной особенностью этой концепции является отсутствие четкого, однозначного определения того, что же из себя в действительности представляет сущность, именуемая Русским миром. Соответственно, имеется множество определений, приписываемых языковой форме Русский мир.
В статье рассматриваются особенности существования русских общин в ближнем (постсоветское пространство) и дальнем зарубежье в контексте современных международных процессов. В заключении, с учетом разнообразия пониманий «Русского мира», а также негативного опыта проводившейся российскими властями политики в отношении русских общин зарубежья, обрисованы возможные направления изменения и развития этой политики в будущем.
ОБЗОРНЫЕ СТАТЬИ 
ISSN 2541-9633 (Online)